Система электронных библиотек
УРАЛЬСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ АДМИНИСТРАТОРА БИБЛИОТЕКИ
ПО СОЗДАНИЮ И СОПРОВОЖДЕНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ КАТАЛОГОВ


Программный комплекс администрирования электронной библиотеки предназначен для выбора состава полей каталога, создания, редактирования и удаления записей электронного каталога и получения различных справок.

Для участия в работе по созданию электронных каталогов любая библиотека УрО РАН должна связаться с разработчиками системы (координаты на сервере lib.ural.ru) или администрацией своего регионального сервера и подать заявку на создание электронной библиотеки. После этого будет созданы необходимые таблицы на региональном сервере, создан WEB - адрес библиотеки в Интернет, логин и пароль для администрирования.

Библиотека должна выделить одного сотрудника для администрирования системы, которому будет передан пароль для входа в административную часть системы и адрес входа в систему. Требования к квалификации этого сотрудника - умение работать с браузером Интернет и знание библиографических стандартов.

Если каталог уже ведется в локальном режиме в некой программной среде, можно договориться с разработчиками системы о конвертировании каталога в формат системы.

Терминология:

Администратор системы - управляет системой электронных каталогов средствами операционной системы сервера и СУБД MY SQL.
Администратор библиотеки - осуществляет создание и сопровождение электронных каталогов, а также осуществляет контроль работы операторов библиотеки.
Оператор библиотеки - пополняет (вносит) новые библиографические записи, удаляет и корректирует их.
Документ - элемент каталога библиотеки, одна библиографическая запись БД.
Временный документ - документ, доступный оператору, администратору и находящийся в процессе редактирования. Недоступен пользователю (абоненту) библиотеки.
Постоянный документ - документ окончательно отредактированный и доступный пользователям библиотеки.
Таблица или Постоянная таблица - база данных каталога.
Фонд - упорядоченная совокупность документов, отобранных по какому-либо из признаков (по виду документа, тематике и т.д.). Фонды может добавлять администратор библиотеки.
Раздел - совокупность записей фонда по некоторой тематике. Первоначально в БД два фонда "Новые поступления.Книги" и "Труды сотрудников".
Альтернативный раздел - раздел, в котором отображается альтернативная (дополнительная) тематика документа из другого раздела. То есть, документ может принадлежать двум или более разделам.
ИЛ ОЛ -Инвентарный Лист Отечественной Литературы.
ИЛ ИЛ - Инвентарный Лист Иностранной Литературы.

Вход в систему

Для входа в систему необходимо в браузере Интернет ввести адрес административной системы своей библиотеки и обновить страницу , далее ввести логин и пароль администратора библиотеки или оператора (см. рис.). Оператору доступны не все функции из меню главной страницы администратора библиотеки (см. рис.).

Главная страница системы содержит меню:

Режимы работы комплекса:

  1. Создание и редактирование таблиц
  2. Создание документа
  3. Редактирование документа
  4. Каталожные карточки и формуляры
  5. Инвентарные листы
  6. Новые поступления
  7. Расширенный поиск документа
  8. Редактирование фондов
  9. Редактирование разделов
  10. Редактирование новостей
  11. Статистика по системе
  12. Редактирование прав

1. Создание и редактирование таблиц

Создание и редактирование таблиц доступно только администраторам библиотеки. Таблицы предназначены для создания структуры базы данных библиотеки.

Для создания таблиц выберите ссылку (кликните по ней мышкой) "Создание/редактирование таблиц" в меню на главной странице.
Появится страничка со следующим меню:

1.1. Выбор полей (см. рис.)

Щелкните по ссылке "Выбор полей". После этого появится страница со списком полей. На этой странице вы можете выбрать все поля (поставить галочки), щелкнув на ссылке "Все поля", выбрать необходимые поля (поставить галочку напротив поля) и сбросить выделения (убрать галочки) кликнув по ссылке "Сброс флагов (всех)".
Выбрав необходимые поля, нажмите на кнопку "Сохранить выбор полей". Появится страница с выбранными полями. Щелкните по ссылке "Создание таблиц из выбранных полей", попадете на страницу создания таблиц.

1.2. Создание таблиц (см. рис.)

При создании таблицы система автоматически создает дополнительные таблицы, необходимые для дальнейшей работы с библиотекой.
Щелкните по ссылке "Создание таблиц". После этого появится страница со списком полей, которые будут содержаться в БД (эти поля были выбраны ранее). На этой странице можно добавить поля, щелкнув по ссылке "Выбор дополнительных полей". Для создания таблицы нажмите кнопку .
Откроется страница, содержащая текст:

Постоянная таблица успешно создана.
Таблица фондов успешно создана.
Таблица новостей успешно создана.
Таблица разделов успешно создана.
Таблица описания полей успешно создана.

К меню

1.3. Удаление таблиц

Удаление таблицы доступно только администраторам библиотеки. При удалении таблицы все данные, находящиеся в ней удалятся безвозвратно. Для работы с библиотекой придется создавать новую таблицу.
Для удаления таблицы выберите пункт "Удаление таблиц". Откроется страница, с количеством записей, содержащихся в постоянной таблице и кнопкой . Щелкните по этой кнопке, и появится новая страница. Здесь вы можете отменить удаление таблиц, нажав кнопку или подтвердить удаление кнопкой .

К меню

1.4. Редактирование таблиц

Редактирование таблиц необходимо для добавления, удаления или переименования каких-либо полей. Щелкните по ссылке "Редактирование таблиц". Откроется страница со следующим меню:

1.4.1. Удаление поля из таблиц (см. рис.)

Удаление поля доступно только администраторам библиотеки. При удалении поля из таблицы все данные, находящиеся в нем удалятся безвозвратно.
Щелкните по ссылке "Удаление поля из таблиц". Откроется страница со списком полей, содержащихся в таблице. Выберите поля (поставьте галочки), которые хотите удалить и нажмите кнопку .

1.4.2. Добавление поля к таблицам (см. рис.)

Щелкните по ссылке "Добавление поля к таблицам". Откроется страница со списком полей. Выберите поля, которые хотите добавить в таблицу и нажмите кнопку .

1.4.3. Редактирование названия полей.

Щелкните по ссылке "Редактирование названия полей". Откроется страница со списком полей, содержащихся в таблице. Для изменения названия полей введите свое название в и нажмите кнопку .

К началу

2. Создание нового документа (см. рис.)

Перед созданием документа необходимо создать каталог или группу каталогов, в которых будут размещаться создаваемые документы (см. "Редактирование разделов").
Для создания нового документа (записи каталога) выберите ссылку "Создание документа" на главной странице.
Появится страничка с раскрывающимся списком и кнопкой . Выберите раздел библиотеки, в котором хотите создать документ и нажмите кнопку . Откроется страница с пустыми полями. Заполните необходимые поля и нажмите на кнопку в конце страницы.

К началу

3. Редактирование документа (см. рис.)

Редактирование документа необходимо для добавления, удаления или изменения каких-либо данных.
Для редактирования документа (записи каталога) выберите ссылку "Редактирование документа" на главной странице.
Откроется страница, в которой предлагается выбрать раздел библиотеки (в раскрывающемся списке) и вид документов (временные, постоянные). Для получения документов выбранного раздела нажмите кнопку , для получения документов всех разделов - . Нажав на любую из этих кнопок, вы попадете на страницу со списком документов.
Над каждым документом имеется следующее меню:

3.1. Изменить и удалить документ (см.рис1., рис2.).

Для редактирования документа щелкните на ссылке "Изменить/удалить". Откроется страница с заполненными полями. Измените необходимые поля, в конце страницы в раскрывающемся списке выберите пункт "Изменить документ" и нажмите на кнопку . Для выбора нового документа щелкните на ссылке "Список документов".

К меню

3.2. Копировать поля (см. рис.)

Для копирования щелкните по ссылке "Копировать поля". Откроется страница с полями документа. Выберите (поставьте галочку) поля для копирования и нажмите кнопку .
Для выбора нового документа щелкните на ссылке "Список документов".

К меню

3.3. Добавить альтернативный раздел

Щелкните по ссылке "Добавить альтернативный раздел". Откроется страница со списком разделов. Выберите разделы (поставьте галки), которые хотите сделать альтернативными и нажмите кнопку .

К меню

3.4. Сделать постоянным

Щелкните по ссылке "Сделать постоянным".

К меню

3.5. Включить в ИЛ ОЛ

Щелкните по ссылке "Включить в ИЛ ОЛ". Документ будет включен в инвентарный лист отечественной литературы и ссылка изменится на "Исключить из ИЛ ОЛ".

К меню

3.6. Включить в ИЛ ИЛ

Щелкните по ссылке "Включить в ИЛ ИЛ". Документ будет включен в инвентарный лист иностранной литературы и ссылка изменится на "Исключить из ИЛ ИЛ".

К меню

К началу

4. Каталожные карточки и формуляры (см. рис.)

Данный пункт меню нужен для получения каталожных карточек за определенный срок.
Выберите ссылку "Каталожные карточки и формуляры". Откроется страница, на которой выберите в списках срок , раздел и нажмите кнопку . Откроется страница со списком документов.
Над каждым документом следующее меню:

Для получения подробной информации о документе щелкните по ссылке "Подробно".
Для получения карточки щелкните по ссылке "Каталожная карточка".
Для получения формуляра щелкните по ссылке "Формуляр".

Каталожную карточку и формуляр можно распечатать. Для этого окройте каталожную карточку или формуляр, выберите в меню "Файл", затем "Печать". В появившемся окне выберите (поставьте точку) диапазон печати (все или страницы) и нажмите кнопку .

К началу

5. Инвентарные листы (см. рис.)

Данный пункт меню нужен для вывода и печати инвентарных листов.
Щелкните по ссылке "Инвентарные листы". Откроется страница, на которой выберите инвентарный лист отечественной или иностранной литературы и нажмите кнопку . Появится страница с выбранным листом. Вы можете распечатать этот лист, щелкнув по ссылке "Напечатать эту страницу" и очистить инвентарный лист, щелкнув по ссылке "Очистить эту страницу". При очистке страницы все данные из выбранного инвентарного листа удалятся.

К началу

6. Новые поступления (см. рис.)

Возможность просмотра документов в разных разделах библиотеки за выбранный период. Щелкните по ссылке "Новые поступления". Откроется страница, на которой выберите в списке период, за который хотите получить документы и в правом списке раздел библиотеки. Затем нажмите кнопку .

К началу

7. Расширенный поиск документа (см. рис.)

Данный пункт меню нужен для более точного поиска документов.
Щелкните по ссылке "Расширенный поиск". В открывшейся странице из списка выберите раздел библиотеки, поле документа , введите слова, которые встречаются в описании документа и нажмите кнопку .

К началу

8. Редактирование фондов

Данный пункт меню нужен для создания, редактирования и удаления фондов библиотеки.
Щелкните по ссылке "Редактирование фондов", откроется страница со списком фондов библиотеки.
Для добавления части щелкните по ссылке "Добавить фонд в библиотеку". Откроется страница, где введите название добавляемой части и нажмите кнопку .
Для редактирования - щелкните по части, которую хотите редактировать. Откроется страница, на которой введите новое название части и нажмите кнопку .
Для удаления - щелкните по части, которую хотите удалить. Откроется страница, где нажмите кнопку . Далее система спросит у вас подтверждение удаления. Вы можете отменить удаление кнопкой и удалить фонд кнопкой .

К началу

9. Редактирование разделов (см. выше.)

Аналогично редактированию фондов (см. выше).

К началу

10. Редактирование новостей

Данный пункт меню нужен для создания и редактирования списка новостей библиотеки.
При выборе данного пункта меню Вы попадете на страницу, которая содержит список новостей, либо сообщение, что новости в библиотеке отсутствуют, возможность добавления новости.
Для добавления новости щелкните по ссылке "Добавить новость", откроется страница, на которой вам необходимо ввести содержание сообщения (см. рис.) и нажать кнопку .
Для редактирования или удаления добавленной новости щелкните по дате новости. Если вы хотите изменить новость, введите текст (см. рис.) и нажмите кнопку . Если вы хотите удалить новость, нажмите кнопку , откроется страница, на которой можно отменить удаление кнопкой и подтвердить удаление кнопкой.

К началу

11. Статистика по системе

Информация о текущем состоянии базы.

К началу

12. Редактирование прав

Данный пункт предназначен для создания оператора библиотеки и настройки его прав.
Щелкните по ссылке "Редактирование прав", откроется страница, содержащая следующее меню:

12.1. Создать оператора библиотеки (см. рис.)

Щелкните по ссылке и в открывшейся странице заполните необходимые поля. После этого нажмите кнопку .

12.2. Редактировать права (см. рис.)

Щелкните по ссылке, откроется страница со списком операторов и их правами.
Для редактирования прав выберите ссылку "Редактировать" и в открывшейся странице поставьте галочки напротив тех прав, которые нужны и уберите галочки напротив не нужных прав, нажмите кнопку .
Для удаления оператора нажмите кнопку .

К началу


По вопросам участия в проекте и другим вопросам можно связываться с Хохловым И.А.
по E-mail: hia@ural.ru
по телефонам: (3432) 49-31-59, 49-31-39
по ICQ: 3574369.


Проект создан при поддержке гранта РФФИ №99-07-90086в
 У Институт математики и механики УрО РАН, 1998-2001